Музей

Музей С.С. Прокофьева в Камергерском

 

26 мая 2015 года (четверг) в 19.00 час.

КОНЦЕРТ "Шуберт - Шопен Два пути к подлинности"

Исполнитель: Лауреат международных конкурсов

Николай Гангнус

(фортепиано) 

К концу XVIII века в литературе Европы окончательно воцарился роман… Романы были всякие, в том числе и исторические и сатирические, но под подушками у молодых, да и не молодых людей чаще таились романы об обычных людях, о человеческих страстях, чувствах. Чувства изображались приподнято, красиво. С подробностями, заставляющими сочувствовать и сопереживать.
Но и подгонять свою жизнь под романный идеал:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Примерно в это время реальные жизненные любовные истории стали тоже называть «романами» даже и без кавычек. А соответствующую романную экзальтацию в обществе и литературе – романтизмом. Скоро романтизмом уже были охвачены и живопись и музыка.
И весь XIX музыкальный век – это век романтизма.
С самого начала романтизм был в наступлении и борьбе. С навязчивыми догматическими правилами классицизма во имя свободы творческой личности - прежде всего. Но и с
собственным внутренним противоречием. Изначальная «романность» самого течения тоже требовала преодоления. Надо было не «как в книге», а «как в природе». Проверка шла не по принципу сходства с какими-то там искусственными пусть даже и «романтическими» образцами, а по принципу естественности. Подлинности. При этом искусство должно оставаться искусством, не подменяя реальность.
ВиктОр Гюго, первый теоретик романтизма:
«Итак, - природа! Природа и истина! – Но чтобы показать, что новое направление, нисколько не разрушая искусства, хочет лишь построить его заново, более прочно и на
лучшем основании, попытаемся установить непроходимую границу, отделяющую, по нашему мнению, реальное в искусстве и реальное в природе. Легкомысленно было бы
смешивать их, как это делают некоторые отсталые сторонники РОМАНТИЗМА. Правда в искусстве не может быть, как многие утверждали, АБСОЛЮТНОЙ реальностью.
Искусство не может дать самого предмета.»
Франц Шуберт и Фредерик Шопен – композиторы первой волны музыкального романтизма. Между «лебединой песней» Шуберта сонатой №21 (1828) и 12 шопеновскими этюдами оп.25 – 8 лет. Оба были в поиске этой самой подлинности, прокладывая пути. И пути их были различные.
Из Шуберта музыка как бы "вытекала"; а Шопен мучился месяцами, правя каждую ноту по многу раз. Естественность и кажущаяся простота у Шуберта (и как бы некоторый 
дилетантизм, связанный с абсолютной самобытностью). Шуберт совершенно не знает, как "надо" писать. Но и его путь к сердцу слушателя (за исключением песен, некоторых миниатюр) дольше и трудней.
- И роскошное, изощренное мастерство Шопена, сшибающее с ног уже с первого раза, умопомрачительное владение средствами рояля. Шопен гораздо более, скорее, раньше любим публикой, считается гением уже со школьной скамьи, причем, бесспорным.
Вместе их играют нечасто.
Гениальная интуиция - гениальное мастерство. Из похожего у них: оба прекрасные мелодисты, все остальное различно. Это два полюса.
- Или два пути к одной, общей цели всего европейского музыкального романтизма XIX века – подлинности, высокой правде искусства.

Проезд: ст. метро «Театральная», «Охотный ряд» Тел. 8(495) 692-05-67

Исполнительство Николая Гангнуса – это своеобразный синтез традиций Московской пианистической школы с независимостью и импровизационным духом современной творческой исполнительской индивидуальности