Музей С.С. Прокофьева в Камергерском
26 мая 2015 года (четверг) в 19.00 час.
КОНЦЕРТ "Шуберт - Шопен Два пути к подлинности"
Исполнитель: Лауреат международных конкурсов
Николай Гангнус
(фортепиано)
К концу XVIII века в литературе Европы окончательно
воцарился роман… Романы были всякие, в том числе и
исторические и сатирические, но под подушками у молодых, да
и не молодых людей чаще таились романы об обычных людях, о
человеческих страстях, чувствах. Чувства изображались
приподнято, красиво. С подробностями, заставляющими
сочувствовать и сопереживать.
Но и подгонять свою жизнь под романный идеал:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Примерно в это время реальные жизненные любовные истории
стали тоже называть «романами» даже и без кавычек. А
соответствующую романную экзальтацию в обществе и литературе
– романтизмом. Скоро романтизмом уже были охвачены и
живопись и музыка.
И весь XIX музыкальный век – это век романтизма.
С самого начала романтизм был в наступлении и борьбе. С
навязчивыми догматическими правилами классицизма во имя
свободы творческой личности - прежде всего. Но и с
собственным внутренним противоречием. Изначальная «романность»
самого течения тоже требовала преодоления. Надо было не «как
в книге», а «как в природе». Проверка шла не по принципу
сходства с какими-то там искусственными пусть даже и
«романтическими» образцами, а по принципу естественности.
Подлинности. При этом искусство должно оставаться
искусством, не подменяя реальность.
ВиктОр Гюго, первый теоретик романтизма:
«Итак, - природа! Природа и истина! – Но чтобы показать, что
новое направление, нисколько не разрушая искусства, хочет
лишь построить его заново, более прочно и на
лучшем основании, попытаемся установить непроходимую
границу, отделяющую, по нашему мнению, реальное в искусстве
и реальное в природе. Легкомысленно было бы
смешивать их, как это делают некоторые отсталые сторонники
РОМАНТИЗМА. Правда в искусстве не может быть, как многие
утверждали, АБСОЛЮТНОЙ реальностью.
Искусство не может дать самого предмета.»
Франц Шуберт и Фредерик Шопен – композиторы первой волны
музыкального романтизма. Между «лебединой песней» Шуберта
сонатой №21 (1828) и 12 шопеновскими этюдами оп.25 – 8 лет.
Оба были в поиске этой самой подлинности, прокладывая пути.
И пути их были различные.
Из Шуберта музыка как бы "вытекала"; а Шопен мучился
месяцами, правя каждую ноту по многу раз. Естественность и
кажущаяся простота у Шуберта (и как бы некоторый
дилетантизм, связанный с абсолютной самобытностью). Шуберт
совершенно не знает, как "надо" писать. Но и его путь к
сердцу слушателя (за исключением песен, некоторых миниатюр)
дольше и трудней.
- И роскошное, изощренное мастерство Шопена, сшибающее с ног
уже с первого раза, умопомрачительное владение средствами
рояля. Шопен гораздо более, скорее, раньше любим публикой,
считается гением уже со школьной скамьи, причем, бесспорным.
Вместе их играют нечасто.
Гениальная интуиция - гениальное мастерство. Из похожего у
них: оба прекрасные мелодисты, все остальное различно. Это
два полюса.
- Или два пути к одной, общей цели всего европейского
музыкального романтизма XIX века – подлинности, высокой
правде искусства.
Проезд: ст. метро «Театральная», «Охотный ряд» Тел. 8(495) 692-05-67
Исполнительство Николая Гангнуса – это своеобразный синтез традиций Московской пианистической школы с независимостью и импровизационным духом современной творческой исполнительской индивидуальности